Виды стратегий в бизнесе
Для успешного и стабильного развития бизнеса, особенно в условиях кризиса, необходимо иметь стратегию. Она определяет вектор развития и помогает принимать управленческие решения в динамичной конкурентной среде. Стратегический план обеспечивает слаженную работу всех сотрудников и подразделений организации. В зависимости от типа бизнеса, эффективными могут быть разные стратегические подходы. В этой статье рассмотрим классификацию и типы стратегий для различных предприятий и отраслей.
Разработка бизнес-стратегии
Стратегии для структурных подразделений
Для каждого направления работы компании — будь то продажи, маркетинг, логистика или производство — необходимо составить свой стратегический план.
Продуктовая стратегия
Эта стратегия определяет, чем занимается компания: какую продукцию продает и в каком объеме. Она включает в себя проработку ассортимента и составление товарной матрицы.
Продуктовый стратегический план включает: -
Перечень товаров и услуг;
-
Долю каждого вида товаров и услуг в общем объеме;
-
Рынки сбыта для каждого вида продукции;
-
Организацию входящего потока товаров (продукция поступает от поставщиков или изготавливается на собственном либо стороннем производстве);
-
Исполнителей услуг (доставка, техподдержка, сервисное обслуживание — компании-подрядчики, штатные специалисты или фрилансеры).
Финансовая стратегия
Определяет экономику бизнеса:
-
Потребности в финансовых ресурсах;
-
Источники этих ресурсов (инвестиции, кредитование, прибыль с продаж);
-
Источники доходов;
-
Статьи расходов;
-
Принципы управления финансами в организации.
Финансовый план помогает достичь целей, например, повысить прибыль или рентабельность.
Маркетинговая стратегия
Это план действий по привлечению клиентов и увеличению прибыли с продаж. Он составляется на основе анализа рынка, продукта и внутренних процессов.
Маркетинговый план включает: -
Конкурентные преимущества каждого вида продукции;
-
Общее позиционирование компании;
-
Типы и сегменты целевой аудитории;
-
Описание рынков сбыта;
-
Набор каналов продвижения;
-
Решения для увеличения конверсии.
Стратегический план продаж
Это верхнеуровневое описание развития продаж на перспективу одного года или более. Он включает:
-
Вид бизнеса (B2B, B2C или B2G);
-
Виды коммуникации с аудиторией (через посредников или напрямую с конечным потребителем);
-
Типы продаж (активные или пассивные, прямые или непрямые, личные и безличные).
Стратегии по типу развития
Развивать бизнес можно горизонтально или вертикально, изменяя продукт, отношения с партнёрами и целые отрасли.
Стратегия концентрированного роста
Определяет, как укрепить позиции бренда, доработать существующий продукт или создать новый в той же нише. Цель — развитие компании в своем сегменте рынка.
Три вектора развития: -
Вывод продукта в лидеры (через рекламу или поглощение конкурентов);
-
Поиск новых рынков сбыта для существующего продукта;
-
Запуск нового продукта для уже освоенного рынка.
Вертикальная интеграция
Расширение компании за счет присоединения новых структур. Используются два метода:
-
Поглощение организаций из смежных отраслей бизнеса;
-
Создание собственных подразделений в этих отраслях.
Пути интеграции: - Назад: Усиление контроля над поставщиками и производителями.
- Вперёд: Контроль над этапами реализации продукта, расположенными между компанией и конечным потребителем.
Стратегия диверсификации
Подходит для организаций, достигших потолка в своей отрасли. Возможны следующие направления:
- Центрированная диверсификация: Создание нового продукта на основе внутренних ресурсов.
- Горизонтальная диверсификация: Вывод на рынок нового продукта, ориентированного на существующую аудиторию.
- Конгломеративная диверсификация: Вывод на рынок совершенно нового продукта, не связанного с основным ассортиментом.
Как выбрать стратегию?
Суть стратегического плана — дать конкретные инструкции, как привести организацию к поставленной цели. При выборе подхода необходимо:
-
Оценить среду (конкуренцию, потенциал продукта и аудитории);
-
Определить цели;
-
Оценить ресурсы предприятия.
Анализ Big Data в выборе стратегии
Для оценки факторов и подбора оптимального пути развития используются интеллектуальные системы, например, Sber Process Mining. Система анализирует бизнес-процессы компании и позволяет:
-
Сравнить существующую модель процесса с нормативной;
-
Сравнить, как проходит один бизнес-процесс в разных регионах или филиалах;
-
Предсказать сбои и нарушения бизнес-процессов;
-
Смоделировать сценарии развития компании.
На основании данных анализа можно скорректировать бизнес-процессы, повысить их эффективность, сократить расходы и выбрать оптимальную стратегию развития.
Если хотите получить больше знаний по
бизнес стратегиям на практике, приглашаем вас на офлайн-курс «Бизнес-Стратегия» — дадим слушателям понимание теоретических и практических подходов к формированию стратегии компании в современных условиях и в условиях высокой конкуренции. Запишитесь на курс со СКИДКОЙ 80% и получите знания, необходимые для успешного развития вашего бизнеса!